"И фактически то, что ты - Сезанн, на самом деле ничего не меняет"Преамбула:Перебирая сегодня старые ежедневники, я наткнулась на интересные записи (мои), подготовленные к докладу о труде
"Двери Восприятия" (Олдоса Хаксли). Помню, это были веселые времена, курс этак 3-ий, мы изучали на нейропсихологии действия всяких забавных хим. веществ на сознание человека. И видимо мною, тогда был сделан доклад об непосредственно опыте (трипе) с мескалином (вещество - по сути природный аналог лсд, принимается путем поедания мякоти кактусов пейотлев, коренные американцы частенько использовали его в своих шаманских ритуалах) самого Олдоса. Так как терпения мне хватило только на записи
о живописи, о ней и поговорим. Олдос еще рассматривал религию с этих аспектов, но по памяти уже не напишу, может потом как-то
Вступление (о психике и лсд)
Как вы думаете зачем человеку дано сознание? В процессе эволюции у нас пропал хвост, исключительный слух, нюх и т.д., а взамен появилась психика (ну или не совсем взамен).Дело в том, что особенность нашего сознания состоит в его избирательности, то есть при огромном потоке информации, человек (а точнее его психика) выбирает только необходимое для выживания, дабы избежать информационной перегрузки. Для некоторых животных биологически важно различать неимоверное количество оттенков, для человека же высокоразвитое цветовое ощущение - роскошь, не особо нужная. Представляете, чего мы лишаемся?) Вот и некоторые личности не захотели мирится с таким порядком вещей и с давних времен стали находить лазейки в своем сознание. Разными способами: наиболее популярные и научно апробированы - это психоделические вещества, типо лсд и холотропное дыхание. В свое время прокатился бум лсд-терапий - где психологи с помощью этого препарата раскрывали скрытые грани сознания своих клиентов, лечили мигрени и избавляли от алкогольной и прочих зависимостей (кому интересно почитайте про Станислава Грофа, он был гуру в этой области). Потом когда все это дело запретили, психологи пытались достичь такого же эффекта на своих терапевтических сеансов с помощью дыхательных техник, так возникло холотропное дыхание. Ну а я весьма отвлеклась от темы) Значит так - существуют способы расширить диапазон восприятия человека; кроме придуманных человеком способов есть и естественные - в простонародье это зовется "слабоумием". Да, мои дорогие, существует мнение (с которым я соглашаюсь), что шизофрения - это дефект при котором психика человека не приспособлена к выполнению такой важной ограничивающей, защитной функции.Основная часть (о мескалине и художниках) Мескалин, который пробовал Хаксли доводит все цвета до высочайшей силы и делает воспринимающего способным различать несметное множество тончайших оттенков. Но то, что остальные видят под воздействием мескалина, художник, по природе своей (считайте это тоже сродни врожденному "дефекту") видит постоянно. Его восприятие не ограничено тем, что полезно биологически или социально. Для него значимым является абсолютно все. Вы никогда не задумывались почему художники так любят на своих полотнах изображать ткани? В типичной мадонне или апостоле чисто человеческий элемент составляет 10% от целого. Все остальное состоит из множества разноцветных вариаций на неисчерпаемую тему смятых шерсти или полотна. И эти 9/10 могут быть такими же важными качественно, как они являются количественно. Очень часто они задают тональность всего произведения, выражают настроение, темперамент художника. Например Боттичелли "Юдифь" , или Эль Греко со своими тревожными мантиями и Жан Антуан Ватто . Олдос подметил, что именно фактура юбок из тафты и атласные пелерины и камзолы выражают неимоверную меланхолию и чувственность Ватто как художника. Для художника, как и для принявшего мескалин, ткани - это живые знаки, которые символизируют непостижимое чистое бытие ( а ну ка вспоминает Гегеля). Художники видя всеобщность и бесконечность в странных и драматичных формах складок ткани и пытались это передать. Но чистое бытие принадлежит к иному порядку, не постигаемому так просто, что даже высочайшее искусство не может его выразить. Но даже эти попытки очаровывают и восхищают поколения за поколениями. Ведь мастера пытались заставить понять человека единственную подлинную значимость - значимость "простых вещей". Заключение (о "простых вещах") "Вещи без претензий, удовлетворены тем, что они - это просто они сами, самодостаточные в факте своего существования, не играющие никакой роли, не пытающиеся безумно действовать в одиночку." Ближе всего к такому "положению вещей" был Ян Вермеер, хоть он и изображал человеческие существа он всегда оставался человеком пишущим "натюрморты с людьми". Поговаривают, что рисуя своих натурщиц он просил их отбросить любое жеманничество и смущение, и просто стараться походить на яблоки.. "Стул" Ван Гога поразительный портрет "вещи в себе", который остается не более чем поразительным символом факта Стула как-такового . И напоследок автопортрет Сезанна.Надеюсь, мне (с помощью Олдоса) удалось обратить ваш взор на живопись немного под другим углом)